Развитие движений у детей
Чем менее разнообразия в движениях мы
допускаем у ребенка, тем менее ловкости
и грациозности мы у него встретим.
П.Ф.Лесгафт
Насколько важно разнообразие движений для развития ребенка?
Давно замечено, что ребенок, мало что умеющий делать, с трудом
овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот
быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их
с большей радостью и всегда вносит в них элементы творчества.
Двигательный опыт - это, по существу, многочисленные вариации
движений,
в основе которых лежат обратные акты, связанные в определенном
порядке в новое действие. Чем больше видов и способов движений
знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в
целом.
Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением.
Вот несколько упражнений в этом направлении, по аналогии с
которыми можно придумать другие.
Построить вместе с детьми две параллельные дорожки и из кубиков:
одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной
дороге. Предложите детям сначала пройти по одной, затем по
другой дорожке и ответить на вопрос: по какой из них идти легче?
Позднее детям дается задание построить " легкие" и трудные
дорожки из однородных предметов( веревочек, скакалок,
плоскостных геометрических фигур, мешочков с песком, обручей, )
, а затем из разнородных ( например, из доски, лежащей на полу,
и приставленных к ней кубиков, обручей).
Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности ,
используя совсем незначительное количество пособий: во- первых,
расставляя их по - разному, во- вторых, обучая детей всем
основным движениям на каждом пособии, в третьих, развивая у
детей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
Вот несколько советов алгоритмов.
Совет № 1.( основанный на психологии малыша -" исследователя").
Научите познавать любую новую игрушку, бытовой предмет
движениями рук, глаз, локомоциями ( движениями с перемещением
рук в пространстве).
Пример: принесем в группу деревянный шарик 3-5 см. в диаметре (
у воспитателя они припасены). Игра начинается с 2-3 детьми: "
Вот шарик, его можно крепко зажать, спрятать в ладонях, чтобы не
выглядывал, покатать, чтобы не выскочил из рук, переложить из
одной руки в другую( перед собой. над головой, за спиной,
покатать медленно по полу, прокатить между какими-то предметами-
по полу, доске, по рейке. ( " Как вы хорошо, здорово по -разному
придумали"). Как вы будите играть с этими шариками? Можно
предложить детям поменяться шариками, отгадывать, у кого какой,
прятать и искать, складывать в корзинку, дарит куклам…
В следующий раз приносятся шары и мячи разного цвета, размера и
из разного материала.
Интересно наблюдать, внесут ли ребята в игры с этими предметами
какие-либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый
мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем
можно кататься лежа на животе, отталкивать носкам ног и др.
Можно с уверенностью сказать, что, увидев движение- образец
воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая
другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов
круглой формы в группе и без конца искать новые варианты
движений.
Множество вариантов движений дают обручи, скакалки. Сюжетные
игрушки ( зверята, птицы, домашние животные) также могут войти в
игры детей в единстве с движениями: поиграем в прятки - спрятать
лисичку за спину, под мышку, под ноги( присев), построить для
нее домик, придумать сюжет: " Жила- была в лесу лисичка, что она
умела? Она сама сейчас это покажет: ходить, бегать, искать корм,
играть с зайчиками, прятаться под деревьями, ходить в гости к
деткам,…."
При внесении физкультурного пособия нужно показать, как можно
выполнить на нем все основные движения и разные их способы
(например, ходить по доске обычно, на носках, боком, спиной;
показать, как по ней пройдет Петя-петушок, пробежит лошадка,
пропрыгает воробышек и др.)
Совет № 2.
Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с
использованием движений.
В группе новая кукла…..Чем она отличается от десятка таких же ?
- У нее длинные волосы, вот какие ( движения рук), пышная юбочка
( вот какая), умеет танцевать рядом с Таней, и даже втроем, если
взяться за руки, а еще она может показать, как можно кружиться
вдвоем.
Заканчивается знакомство с куклой тем, что она " предлагает"
научить всех кукол, который есть в группе, кружиться, только по
- разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину,
встав на носочки, в полуприсяди, низко присев, объединившись с
кем - нибудь из детей)
Можно обыграть простой сюжет: " Научи кукол ходить по доске,
возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики в
машину".
Совет № 3.
Почаще меняйте расположение мебели, пособий в группе, находите
новые варианты размещения предметов в пространстве, объединяйте
отдельный предметы, пособия, игрушки в разнообразные комплексы,
специально устраивайте различные преграды в группе - натяните
веревочки на разной высоте, на свободном месте поставьте корзину
с мячами, мешочками для метания, вынесите обручи, приставьте к
гимнастической лестнице доску, куб или постройте дорожку из
кубиков, плоскостных предметов.
Совет № 4.
Периодически в часы самостоятельной деятельности детей
появляйтесь перед ними в спортивных брюках, и как бы не обращая
внимания на них, отбивайте мяч, прыгайте на скакалке, под
магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения.
Дети будут с интересом наблюдать за вами и попытаются подражать
вам.
Совет № 5.
Сделаем так, чтобы в любую минуту дня каждый ребенок мог для
себя найти " занятие - движение": в группе обязательно нужно
предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки-
двигатели меняются несколько раз в день (например, большие мячи,
обручи заменяют средними, малыми, другого цвета, вместо их можно
внести воздушные шары, кольца и др.).
В режиме дня надо четко закрепить время для самостоятельной
двигательной активности. Малоподвижным детям - особое внимание!
Детей большей подвижности чаще ориентировать на движения,
требующие сдержанности, осторожности (например, ходьба и бег по
ограниченной площади).
Совет № 6.
Каждому движению при первоначальном разучивании старайтесь
придать образность: ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким
поднимание колен), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка -
внешней стороны стопы, идет маленький человечек, малыш - мелким
шагом, идет великан - широким шагом, подбирается кошка к мышке (
крадучись) и др.
Для развития двигательного творчества можно использовать любые
физические упражнения _ все зависит от условий, созданных для
двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное -
не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям
возможность для самовыражения в играх и занятиях.
Могут использоваться и специальные приемы развития двигательного
творчества - проблемные ситуации, двигательные загадки,
интересные игры- задания:
- придумать разные способы упражнений, с использование всех
имеющихся пособий;
- найти в группе предметы, которые можно катать (мячи, шары,
обручи, каталки, палки, колечки); построить "каталки" (например,
на палки или мячи положить на доску, в 2 кольца вставить палку).
Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям
почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения:
пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их, метать в
различно расположенные цели, и др.
Указанные выше упражнения и игры помогут воспитателю сделать
игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь
движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной
деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.
|