Хочет ли ребенок идти в школу ?
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не
исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в
пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при
поступлении в школу и к чему стремятся педагоги и родители. На
самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у
ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений,
хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть
сформированы. Однако, главное - это наличие у ребенка более
высокого уровня психологического развития, которое и
обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления,
дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи "про
себя", т.е. во внутреннем плане.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только
интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также
достижения определенного уровня физической зрелости. В связи с
этим одним из важных условий благополучного начала обучения в
школе, одним из показателей готовности малыша к обучению
является его сознательное стремление к школе, наличие у него
интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность
школьной мотивации. Она включает в себя:
- Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение
книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных
заданий);
- Понимание необходимости учения как обязательной ответственной
деятельности.
- Минимальное стремление к игровым и прочим
развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам
деятельности;
- Эмоционально-благополучное отношение к школке.
Психологическая готовность
детей к школе.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести
воспитатели, психолог или сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник:
- Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение
20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- Правильно понимать с первого раза простейшие задания -
например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу,
робота или что захочет);
- Действовать точно по образцу (например, срисовать простой
рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжение
4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в
тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат,
кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);
- Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не
путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь
нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три
клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна
вверх, три вниз" и т.д.);
- Ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже,
сначала - потом, одинаковые - разные.
|