Ребенок на улице
Начнем с общего вопроса: есть ли единый принцип, на который
стоит ориентироваться, думая о безопасности наших детей? Да,
есть. Это любовь к ребенку, но любовь осознанная, активная,
деятельная. Если у вас есть взаимное доверие с сыном или
дочерью, если вы пользуетесь у них авторитетом, если ваше мнение
для них хотя бы небезразлично, у ваших детей значительно
уменьшается степень риска попасть в беду. Поверьте, это отнюдь
не общие слова. Любой специалист по детской безопасности, в
какой бы стране или местности он ни работал, вам подтвердит: что
бы ни предпринимали воспитатели, полиция, милиция и все общество
в целом, этого мало, потому что ребенка защищает, прежде всего,
любовь родителей.
1. Дорожно-транспортные происшествия - самая частая причина
гибели детей на улицах, а травмы, полученные при ДТП, - самые
тяжелые.
Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не подскажет
ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час - более 15
метров.
Одна из особенностей детской психики - фиксация на одном
предмете (другие ребенок в этот момент уже не видит) -
увеличивает его незащищенность.
Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его ко
взаимоотношениям с городом. Обучение поведению на улице,
ознакомление с элементарными правилами дорожного движения должно
начинаться как можно раньше. Это не требует особого напряжения
или времени. Ведя малыша в детский сад, можно многое ему
объяснить и показать на примере. Но, разумеется, вся наука
сойдет на нет, когда мама сама переведет его через дорогу на
красный свет.
2. Различные травмы
Около 70% уличных травм случается со школьниками по пути домой
из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают
уже начавшимся отдыхом.
Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать
ребенка, или строго договориться с ним о времени возвращения
домой и маршруте. Убедите его не задерживаться на школьной
площадке, никуда не заходить.
Травмы - и на улице, и дома - происходят в основном при падении.
Это важно иметь в виду, потому что правильно падать можно и
научить, как это делает, например любой тренер по волейболу на
первом же занятии.
Спортивные привычки помогают снизить опасность травм и еще в
одной традиционной ситуации - мальчишеской драке. Кстати, здесь
надо обратить внимание на искаженные представления детей о
возможных последствиях ударов (особенно предметами). Родители,
например, должны объяснить ребенку, что только в кино после
удара железным прутом человек остается, здоров и весел.
3. Пруды, каналы, пляжи, котлованы и рвы с водой
У воды ребенок не должен находиться без взрослого. Дети тонут не
только в реках или прудах, но и в различных ямах, строительных
котлованах и т.д. С первых лет жизни ребенку необходимо внушить
быть осторожным у воды и при первой возможности нужно научить
его плавать.
4. Незнакомые люди
С раннего детства ребенок должен быть приучен к тому, чтобы не
вступать в общение с незнакомыми людьми, если он находится без
сопровождающего.
Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка
закон четырех "не":
· не разговаривай с незнакомцем;
· не садись в машину к незнакомцу;
· не играй по дороге из школы домой;
· не оставайся на улице с наступлением темноты.
Предлог, которым воспользуется злоумышленник, предсказать
невозможно, поэтому конкретные формулы типа "Не соглашайся, если
тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету" могут
только сбить с толку. Ребенок должен твердо усвоить, что если он
один, то на любое приглашение, предложение незнакомого человека
следует сказать: "Извините, нет" и отойти.
Правила безопасности для детей
Чтобы уберечь ребенка от опасности научите его определенным
правилам поведения детей. Пусть это будет начальной школой
выживания .
Если ваш ребенок остается дома один, прикажите ему
строго-настрого никому не открывать дверь, даже если он знаком с
тем, кто звонит. Все друзья и знакомые родителей должны заранее
договариваться о своем визите и приходить, когда старшие дома.
Прикажите ребенку не открывать дверь людям, назвавшимся либо
сотрудниками милиции, либо работниками коммунальных служб, они
должны приходить, только когда в доме есть кто-нибудь из
взрослых.
Научите детей следующему.
Когда звонит незнакомец по телефону, не надо называть себя, не
надо вступать с ним в разговор и лучше сразу повесить трубку.
Если же звонок носит явно угрожающий характер или же аналогичные
звонки повторяются, стоит позвонить в отделение милиции и
сообщить о них.
Если вашему ребенку предстоит одному идти на занятия в школу или
в спортивную секцию, разъясните ему, как пройти туда самым
коротким и безопасным путем.
Следует избегать пустынных мест и никогда не сворачивать с
дороги, чтобы сократить ее, выбирая путь через плохо освещенные
проулки, а также участки, поросшие лесом или плотным
кустарником.
Не надо заговаривать на улице с незнакомцами и надо сразу же
отвергать все их навязчивые предложения. Если незнакомец не
отстает, надо постараться дойти до людного места или громко
позвать на помощь.
При приближении машины и чувствуя явную опасность от сидящих в
ней, нужно закричать и бежать в противоположную от нее сторону,
это затруднит на какое-то время водителю преследование.
Заставьте ребенка запомнить правило: никогда нельзя садиться в
попутную машину, что бы при этом ему ни обещали.
Если рядом затормозит машина, а пассажиры попросят показать им
дорогу, не нужно близко подходить к ней.
Запретите вашему ребенку слушать на улице аудиоплейер в
наушниках он не сможет распознать звуки, предостерегающие об
опасности.
Если ваша дочь или сын носят с собой сумку, убедите их, что не
следует прижимать сумку крепко к себе, грабитель может подумать,
что в ней находится что-то ценное, и попытается выхватить ее.
Идя вдоль дороги, нужно держать сумку в другой от проезжей части
руке: этим можно помешать грабителям, "работающим" на
проезжающих транспортных средствах. Маленькие сумочки, если в
них имеется что-то ценное, носят под пальто или пиджаком.
Всегда давайте ребенку немного денег или телефонные жетоны (если
нет мобильного) , чтобы, оказавшись в критическом положении, он
мог позвонить из автомата вам на работу или кому-нибудь из
родственников или знакомых.
Если по дороге ваша дочь или сын встретили компанию хулиганского
вида, можно забежать в ближайший магазин, чтобы переждать, пока
она пройдет мимо, или перебежать на другую сторону улицы, где
много пешеходов. Если приходится пройти рядом с такой компанией
и кто-то спрашивает у вас, "сколько времени", или просит
сигарету, никогда не следует останавливаться.
Если цель хулиганов — ограбление, убедите ребенка не противиться
им, ведь его личная безопасность важнее, чем все вещи или
деньги.
Если ребенок играет на улице:
пусть постарается, чтобы его игры проходили на глазах родителей
или родственников;
если он хочет уйти в соседний двор, он должен обязательно
предупредить родителей, куда, с кем он идет и во сколько
вернется;
если он с друзьями играет в прятки, пусть не использует при этом
стоящие машины, подвалы и другие подобные места;
пусть избегает ходить через парк или лес;
если ему показалось, что за ним идут, пусть перейдет на другую
сторону дороги, зайдет в магазин, на автобусную остановку,
обратится к любому взрослому человеку;
если он где-то задержался, пусть попросит родителей встретить
его у метро или автобуса;
если его маршрут проходит по автомагистрали, пусть идет
навстречу транспорту; если машина тормозит, пусть отойдет от нее
подальше;
если его остановили и попросили объяснить дорогу, пусть не
садится в машину и пусть постарается объяснить на словах;
если незнакомый человек старается его чем-то угостить или
предлагает какую-либо вещь, пусть вежливо откажется;
если незнакомый человек представился другом его родственников
или родителей, пусть не спешит приглашать его домой и пусть
попросит дождаться их прихода на улице;
входя в подъезд, пусть посмотрит, нет ли посторонних. Если там
находится группа людей или даже один человек, пусть подождет,
пока кто-нибудь не войдет в подъезд вместе с ним;
если ребенок вызвал лифт и к нему подошел незнакомый человек,
обязательно пусть дождется, чтобы он уехал без него;
пусть не оставляет записки о том, куда он ушел и когда будет, в
дверях квартиры;
если он пришел, но дверь в квартиру оказалась открытой, пусть не
спешит входить, зайдет к соседям и позвонит домой;
если на улице ему навстречу идет компания, пусть перейдет на
другую сторону, в конфликт старается не вступать.
Если ребенок делает покупки:
перед выходом из дома пусть пересчитает наличные деньги; пусть
не говорит никому о том, какой суммой денег он располагает;
если при нем крупная сумма денег, пусть попросит своих
родственников сопроводить его;
если ему предлагают зайти в подсобку, палатку, машину, с ним
должен быть сопровождающий;
расплачиваясь, пусть не показывает все деньги, имеющиеся у него
.
Источник:
Записная книжка молодой мамы
ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Известный детский психотерапевт, специалист в области
детско-родительских отношений, А. С. Спиваковская выделяет восемь
типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула
семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок
был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь
включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как
самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в
общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у
меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для
общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его
успехи или способности, но это сочетается с незнанием его
душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие
уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и
развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно
признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в
умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего
родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности
и возможности, не доверяя ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая
дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить
моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит.
Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание
личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями
рождения. Они как бы признают за ребенком право на
неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся
предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены
о его переживаниях и внутреннем мире.
Отвержение
(антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное
отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок
меня раздражает, не хочу иметь с ним дела.
Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок
нуждается в помощи и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).
Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от
того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим.
Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного,
игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно
переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей
характерно признание своего бессилия и переадресация
ответственности специалистам для исправления.
Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: мой
ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются
строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают
инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако,
наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в
законченного негодяя, присутствует признание детской силы и
воли.
Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении).
Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим
негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем
ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его
силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении
родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите
нас от этого чудовища.
Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов
отношений. Однако можно определить, какая именно установка на
данный момент стала для родителей ведущей. |