Роль труда в воспитании
дошкольника
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из
важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к
участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению
физических и духовных потребностей людей осуществляется и в
школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем
основной целью этой подготовки является не узкое
профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в
производство, а формирование активной, целеустремленной
личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению
своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда
ребенок впервые начинает испытывать потребность в
самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и
проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание
этой потребности - одна из центральных задач трудового
воспитания детей.
К сожалению, сегодня, на рубеже XX-XXI веков, проблеме трудового
воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания.
Созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической
редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся
дошкольных учреждениях их вовсе нет.
Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться
с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового
воспитания детей дошкольного возраста. А современные
образовательные программы воспитания и обучения дошкольников
уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском
саду становится все более эпизодическим, его возможности в
воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке
очень Важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в
жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое
значение словам основателя научной школы, создателя НИИ
дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца, который писал:
"Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система
всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в
единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского
сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников,
которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы
активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и
готовности выполнять эти обязанности".
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал
внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту
радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости
выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое
воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие
ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам
социального окружения, в том числе и к труду, могут быть
присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом
учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им
навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность,
инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за
свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом
детского общества, совместно решать вопросы организации труда и
достижения положительных результатов?
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают
опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние
сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к
оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств:
сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть
реализованы только при наличии определенных условий: создание
педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей,
демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей
деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение
желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом
главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного
отношения к труду, развитие желания научиться, стать
самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими
затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае
необходимости.
____________________________________
Расскажите ребенку о правилах
пожарной безопасности
Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного
отношения к огню самих людей.
Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и
травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По
данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1
миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз
больше, чем в США.
Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное
обращение с огнем при курении и приготовлении пищи,
использование электробытовых приборов, теле-, видео- и
аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или
неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных
работах в квартирах, детские шалости с огнем:
Пожарная безопасность в квартире:
Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин
пожаров.
Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно
утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома,
не забудь их выключить.
Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах
газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри
квартиру.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские
огни дома без взрослых.
Пожарная безопасность в деревне
В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не
открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный
уголек или искра и стать причиной пожара.
Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям
печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее
закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно
задохнуться.
Пожарная безопасность в лесу
Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи
костер без взрослых.
Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной
спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса.
Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его,
набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или
засыпая песком.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в
безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану
по телефону `01` или попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по
телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей
квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при
пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься,
опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу
дыма меньше.
Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть
голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался
пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение
дыма, но иногда и погасить огонь.
Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и
пол.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может
отключиться и ты задохнешься.
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они
лучше знают, как тебя спасти.
Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при
любой другой опасности:
`Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!` |